2025/07/15 16:59:47

Автозапчасти (рынок России)

.

Содержание

Основная статья: Автомобильный рынок России

2024

Объем российского рынка запчастей для грузовиков за год достиг ₽780 млрд

Российский рынок запчастей для грузовых автомобилей достиг объема $8,4 млрд (₽780 млрд по курсу на 15 июля 2025 года) по итогам 2024 года. Наибольшую долю в структуре вторичного рынка автокомпонентов занимают шины 37% от общей емкости. Об этом свидетельствуют данные агентства «Автостат», опубликованные 15 июля 2025 года.

Эксперты агентства составили рейтинг наиболее емких групп автокомпонентов для грузовых машин в рамках подготовки обновленного отчета о расчете емкости рынка. Исследование охватывает вторичный рынок запчастей и автокомпонентов для коммерческого транспорта в России.

Годовой оборот сегмента грузовых запчастей в РФ достиг 780 миллиардов рублей

Структура вторичного рынка компонентов для грузовиков по группам товаров распределилась следующим образом:

  • шины лидируют с максимальной долей;
  • масла 10,7%;
  • компоненты топливной системы 6,5%;
  • компоненты тормозной системы 6,5%;
  • детали подвески 4,4%;
  • аккумуляторы 3,6%;
  • фильтры 3,5%;
  • детали двигателя 3,0%;
  • сцепление 1,8%;
  • трансмиссия 1,3%;
  • прочие компоненты 21,7%.

Десять крупнейших групп автозапчастей обеспечили 78,3% всей емкости вторичного рынка компонентов для грузовых машин в России в 2024 году. Доминирование шин в структуре объясняется высокой потребностью в замене данных компонентов из-за интенсивной эксплуатации коммерческого транспорта.РСХБ расширяет применение ИИ. Об основных направлениях CIO Сергей Субачев рассказал на TAdviser SummIT 85 т

Масла заняли второе место в рейтинге, что связано с необходимостью регулярного технического обслуживания грузовых автомобилей. Компоненты топливной и тормозной систем показали одинаковые показатели, демонстрируя важность этих систем для безопасной эксплуатации грузового транспорта.

Детали подвески отражают нагрузки на ходовую часть при перевозке грузов. Аккумуляторы занимают значительную позицию в структуре расходов на запчасти для коммерческого транспорта.

Фильтры различного назначения обеспечивают потребности в регулярной замене расходных материалов. Детали двигателя отражают сложность и стоимость ремонта силовых агрегатов грузовых автомобилей.

Сцепление и трансмиссия занимают меньшие доли, что связано с более низкой частотой замены данных компонентов по сравнению с расходными материалами. Прочие компоненты составляют существенную часть рынка. [1]

Объем рынка автозапчастей за год вырос на 15% до ₽650 млрд

Объём российского рынка автозапчастей достиг ₽650 млрд по итогам 2024 года, показав рост на 15% по сравнению с предыдущим 2023 годом. Об этом стало известно в июне 2025 года. Данные опубликовало аналитическое агентство «Автостат» на основании собственного исследования.

Отечественные производители обеспечили основной вклад в рост рынка автозапчастей — их доля в общем объёме продаж увеличилась на 10 процентных пунктов по итогам 2024 года. Российские компании заняли рекордную позицию, достигнув 45% от общего объёма реализации автокомпонентов в стране. Такой результат аналитики связывают с расширением линейки локализованных товаров и активным замещением импорта на фоне ограничений внешних поставок.

Объем российского рынка автозапчастей за год вырос на 15%

Рост спроса на российские автозапчасти в 2024 году аналитики объясняют курсом на импортозамещение, который последовательно реализуется правительством России. Меры поддержки локальных производителей позволили сократить зависимость от иностранных поставок и повысили долю отечественных товаров на рынке автокомпонентов.

Снижение импорта автозапчастей в Россию в 2024 году составило 20% по сравнению с предыдущим 2023 годом. Этот спад был частично компенсирован ростом внутренних производственных мощностей: предприятия отечественной автопромышленности увеличили выпуск комплектующих, что позволило удержать стабильные поставки на рынке.

Российский рынок автозапчастей в 2024 году продемонстрировал не только рост объёмов, но и структурные изменения. Многие отечественные производители модернизировали производственные линии, что позволило повысить качество выпускаемой продукции и снизить технологическую зависимость от импорта.

Ожидается рост спроса на автозапчасти для автомобилей, эксплуатирующихся на территории России более 10 лет. Старение автопарка создает дополнительные возможности для развития рынка послепродажного обслуживания.[2]

2023: Рост производства автозапчастей на 18,9% до ₽446,16 млрд

Аналитическая компания TK Solutions в начале февраля 2025 года опубликовала исследование рынка автозапчастей, согласно которому объем производства комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств в России в 2023 году достиг ₽446,16 млрд, увеличившись на 18,9% по сравнению с 2022-м.

По данным экспертов, среднегодовой прирост производства автокомпонентов за период с 2017 по 2023 год составил 4,1%. Лидером по производству стал Приволжский федеральный округ с долей 59,1%, на втором месте — Центральный федеральный округ с 16,3%.

Производство автозапчастей в России за год выросло до ₽446,16 млрд

По данным аналитического агентства «Автостат», емкость вторичного рынка автозапчастей в 2023 году составил $30 млрд, из которых $23 млрд приходится на детали для иномарок и $7 млрд — на запчасти для российских автомобилей.

Директор по маркетингу НПК «Автоприбор» Татьяна Колосунина отметила, что отечественные производители занимают около 20% общего объема рынка автокомпонентов и продолжают наращивать выпуск аккумуляторов, шин, свечей зажигания и других расходных материалов.

В структуре рынка автокомпонентов наибольшую долю занимают шины (11%), детали подвески (10%) и эксплуатационные жидкости (8,4%). Также значительную долю составляют запчасти тормозной системы (6,1%), фильтры (4,7%) и детали рулевого управления (4,4%).

Директор сети станций технического обслуживания Fit Service Татьяна Овчинникова подчеркнула, что рынок поставщиков и производителей автозапчастей успешно адаптировался к новым условиям, сформировав альтернативные логистические цепочки.

Совладелец Zaufer Autoparts Алекс Вернер прогнозирует дальнейший рост рынка автозапчастей в России в 2025 году при условии отсутствия серьезных внешних потрясений и сохранения стабильности в международных платежах.

Рост производства автокомпонентов обусловлен увеличением среднего возраста автомобилей в России, который по итогам 2023 года достиг 15 лет, что на два года больше показателя 2019 года.[3]

2020

Зависимость от импорта комплектующих сохраняется

В 2020 году объем выпуска автомобилей в России снизился на 35%, а объем продаж — на 45% по сравнению с 2012-м. Но объем ввозимых автокомпонентов уменьшился меньше — на 20%. Закупка некоторых видов деталей даже выросла. Импорт запчастей для двигателей внутреннего сгорания в 2020 году превышал уровень 2012–2013 годов. Благодаря локализации иностранных производств в России удалось снизить долю импорта автомобилей, но не комплектующих.

Российский рынок контрафактных автозапчастей оценили в 27 млрд рублей

Российский рынок контрафактных автозапчастей оценили в 27 млрд рублей. Такой показатель составляет только 2,4% от общего рынка автозапчастей, он примерно такой же, как во всем мире. В марте 2021 г сообщалось, что желание сэкономить на покупке запасных частей для машин является не единственной причиной, по которой люди предпочитают покупать контрафакт. Около 59% автомобилистов признаются, что не умеют отличать оригинальную деталь от поддельной. Многие признаются, что встречаются контрафактные запасные части которые по качеству лучше оригинальных.

Примечания