Содержание |
Основная статья: Автомобильный рынок России
2024
Объем российского рынка запчастей для грузовиков за год достиг ₽780 млрд
Российский рынок запчастей для грузовых автомобилей достиг объема $8,4 млрд (₽780 млрд по курсу на 15 июля 2025 года) по итогам 2024 года. Наибольшую долю в структуре вторичного рынка автокомпонентов занимают шины 37% от общей емкости. Об этом свидетельствуют данные агентства «Автостат», опубликованные 15 июля 2025 года.
Эксперты агентства составили рейтинг наиболее емких групп автокомпонентов для грузовых машин в рамках подготовки обновленного отчета о расчете емкости рынка. Исследование охватывает вторичный рынок запчастей и автокомпонентов для коммерческого транспорта в России.
Структура вторичного рынка компонентов для грузовиков по группам товаров распределилась следующим образом:
- шины лидируют с максимальной долей;
- масла 10,7%;
- компоненты топливной системы 6,5%;
- компоненты тормозной системы 6,5%;
- детали подвески 4,4%;
- аккумуляторы 3,6%;
- фильтры 3,5%;
- детали двигателя 3,0%;
- сцепление 1,8%;
- трансмиссия 1,3%;
- прочие компоненты 21,7%.
Десять крупнейших групп автозапчастей обеспечили 78,3% всей емкости вторичного рынка компонентов для грузовых машин в России в 2024 году. Доминирование шин в структуре объясняется высокой потребностью в замене данных компонентов из-за интенсивной эксплуатации коммерческого транспорта.РСХБ расширяет применение ИИ. Об основных направлениях CIO Сергей Субачев рассказал на TAdviser SummIT
Масла заняли второе место в рейтинге, что связано с необходимостью регулярного технического обслуживания грузовых автомобилей. Компоненты топливной и тормозной систем показали одинаковые показатели, демонстрируя важность этих систем для безопасной эксплуатации грузового транспорта.
Детали подвески отражают нагрузки на ходовую часть при перевозке грузов. Аккумуляторы занимают значительную позицию в структуре расходов на запчасти для коммерческого транспорта.
Фильтры различного назначения обеспечивают потребности в регулярной замене расходных материалов. Детали двигателя отражают сложность и стоимость ремонта силовых агрегатов грузовых автомобилей.
Сцепление и трансмиссия занимают меньшие доли, что связано с более низкой частотой замены данных компонентов по сравнению с расходными материалами. Прочие компоненты составляют существенную часть рынка. [1]
Объем рынка автозапчастей за год вырос на 15% до ₽650 млрд
Объём российского рынка автозапчастей достиг ₽650 млрд по итогам 2024 года, показав рост на 15% по сравнению с предыдущим 2023 годом. Об этом стало известно в июне 2025 года. Данные опубликовало аналитическое агентство «Автостат» на основании собственного исследования.
Отечественные производители обеспечили основной вклад в рост рынка автозапчастей — их доля в общем объёме продаж увеличилась на 10 процентных пунктов по итогам 2024 года. Российские компании заняли рекордную позицию, достигнув 45% от общего объёма реализации автокомпонентов в стране. Такой результат аналитики связывают с расширением линейки локализованных товаров и активным замещением импорта на фоне ограничений внешних поставок.
Рост спроса на российские автозапчасти в 2024 году аналитики объясняют курсом на импортозамещение, который последовательно реализуется правительством России. Меры поддержки локальных производителей позволили сократить зависимость от иностранных поставок и повысили долю отечественных товаров на рынке автокомпонентов.
Снижение импорта автозапчастей в Россию в 2024 году составило 20% по сравнению с предыдущим 2023 годом. Этот спад был частично компенсирован ростом внутренних производственных мощностей: предприятия отечественной автопромышленности увеличили выпуск комплектующих, что позволило удержать стабильные поставки на рынке.
Российский рынок автозапчастей в 2024 году продемонстрировал не только рост объёмов, но и структурные изменения. Многие отечественные производители модернизировали производственные линии, что позволило повысить качество выпускаемой продукции и снизить технологическую зависимость от импорта.
Ожидается рост спроса на автозапчасти для автомобилей, эксплуатирующихся на территории России более 10 лет. Старение автопарка создает дополнительные возможности для развития рынка послепродажного обслуживания.[2]
2023: Рост производства автозапчастей на 18,9% до ₽446,16 млрд
Аналитическая компания TK Solutions в начале февраля 2025 года опубликовала исследование рынка автозапчастей, согласно которому объем производства комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств в России в 2023 году достиг ₽446,16 млрд, увеличившись на 18,9% по сравнению с 2022-м.
По данным экспертов, среднегодовой прирост производства автокомпонентов за период с 2017 по 2023 год составил 4,1%. Лидером по производству стал Приволжский федеральный округ с долей 59,1%, на втором месте — Центральный федеральный округ с 16,3%.
По данным аналитического агентства «Автостат», емкость вторичного рынка автозапчастей в 2023 году составил $30 млрд, из которых $23 млрд приходится на детали для иномарок и $7 млрд — на запчасти для российских автомобилей.
Директор по маркетингу НПК «Автоприбор» Татьяна Колосунина отметила, что отечественные производители занимают около 20% общего объема рынка автокомпонентов и продолжают наращивать выпуск аккумуляторов, шин, свечей зажигания и других расходных материалов.
В структуре рынка автокомпонентов наибольшую долю занимают шины (11%), детали подвески (10%) и эксплуатационные жидкости (8,4%). Также значительную долю составляют запчасти тормозной системы (6,1%), фильтры (4,7%) и детали рулевого управления (4,4%).
Директор сети станций технического обслуживания Fit Service Татьяна Овчинникова подчеркнула, что рынок поставщиков и производителей автозапчастей успешно адаптировался к новым условиям, сформировав альтернативные логистические цепочки.
Совладелец Zaufer Autoparts Алекс Вернер прогнозирует дальнейший рост рынка автозапчастей в России в 2025 году при условии отсутствия серьезных внешних потрясений и сохранения стабильности в международных платежах.
Рост производства автокомпонентов обусловлен увеличением среднего возраста автомобилей в России, который по итогам 2023 года достиг 15 лет, что на два года больше показателя 2019 года.[3]
2020
Зависимость от импорта комплектующих сохраняется
В 2020 году объем выпуска автомобилей в России снизился на 35%, а объем продаж — на 45% по сравнению с 2012-м. Но объем ввозимых автокомпонентов уменьшился меньше — на 20%. Закупка некоторых видов деталей даже выросла. Импорт запчастей для двигателей внутреннего сгорания в 2020 году превышал уровень 2012–2013 годов. Благодаря локализации иностранных производств в России удалось снизить долю импорта автомобилей, но не комплектующих.
Российский рынок контрафактных автозапчастей оценили в 27 млрд рублей
Российский рынок контрафактных автозапчастей оценили в 27 млрд рублей. Такой показатель составляет только 2,4% от общего рынка автозапчастей, он примерно такой же, как во всем мире. В марте 2021 г сообщалось, что желание сэкономить на покупке запасных частей для машин является не единственной причиной, по которой люди предпочитают покупать контрафакт. Около 59% автомобилистов признаются, что не умеют отличать оригинальную деталь от поддельной. Многие признаются, что встречаются контрафактные запасные части которые по качеству лучше оригинальных.